На каждом из этих этапов кейнсианство обогащалось новыми идеями, модифицировало и уточняло свое название. Так, в восстановительный период (50-е гг. XXPв.) развернувшаяся в Европе НТР потребовала найти новые государственные рычаги долгосрочного роста экономики. Теория Кейнса такие рекомендации не содержала, так как давала советы не на перспективу, а на кратковременный период вывода экономики из кризиса. Направление, содержащее новые идеи, стало называться неокейнсианством. На следующем этапе, в результате мирового экономического кризиса 19741975Pгг. сложилось посткейнсианство. Оно достаточно эклектично, так как содержит в себе концепцию Кей-нса, положения классической школы Смита и Рикардо, некоторые идеи экономической теории К. Маркса. Вместе с тем посткейнсианство выступает против фундаментальных положений неоклассической школы: теорий предельной полезности и предельной производительности. Беглый обзор кейнсианства позволяет сделать ряд выводов: 1.PВ отличие от своих предшественников кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики. 2.PОбосновала необходимость и назвала конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу. 3.PЦиклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) объясняла не объективными законами, а психологией людей: их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости
Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / Общ. ред. Л. И. Абалкина. – М.: Институт экономики РАН, 1997. 22. Дмитриев М.Э. Российские банки накануне финансовой стабилизации. – М., 1996. 23. Независимая газета. – 1997. 28 августа. 24. Эксперт. – 1998, 12 января, N 1. 25. О состоянии законности в сфере приватизации государственной собственности. – Генеральная прокуратура РФ. – 1997. – 24 апреля; О состоянии законности в процессе приватизации государственной собственности. – Генеральная прокуратура РФ. – 1996. – 26 декабря; О состоянии исполнения законодательства в сфере приватизации государственного имущества в РФФИ. – Генеральная прокуратура РФ. – 1998. – 26 января. 26. Состояние законности в Российской Федерации (1996 – 1997 годы). – Доклад Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и праворорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. – М., 1998. 27. Глазьев С.Ю. За критической чертой. (О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны). – М.: Российский экономический журнал, 1996. 28. Зиновьев А. Русский эксперимент. – М.: Наш дом – D'age d'Homme, 1995. 29. Швейцер П
Здійснено податкову реформу. Політика регулювання обмінного курсу ієни передбачала обов(язковий продаж валютної виручки уповноваженому банку за фіксованим курсом і наступний щоквартальний розподіл цієї валюти згідно з державною стратегією. Вказана система діяла до 1963 р. У зовнішньоекономічній політиці Японія взяла курс на орієнтацію на активну торгівлю та пошук зовнішніх ринків, що очевидно з огляду на її географічні особливості. Але важливо зауважити, що зовнішньоторговельна політика виходила з принципу експортно орієнтованого протекціонізму, який дав змогу перейти до лібералізації торгівлі лише після зміцнення власного виробництва. З 1960 р. поступовій лібералізації торгівлі пріоритет мав імпорт сировини, важко заміщуваних та конкурентно-спроможних товарі, а також нововведень. Застосовувалося квотування імпорту. Було встановлено низькі тарифи на вивезення первинних продуктів, виробничої, дефіцитної в країні продукції, устаткування для нових галузей або тих, що скорочуються, товари першої необхідності, високі – на товари із значною додатковою вартістю, споживчі товари, що є в достатній кількості, продукцію галузей, нових для Японії чи тих, що скорочуються, предметів розкоші тощо. В декабре 1996 года по предложению Председателя Совета Федерации Егора Строева Глазьев перешел на работу в Аппарат верхней палаты Парламента России на должность начальника Информационно-аналитического управления, где проработал до конца 1999 года, когда вновь был избран депутатом Государственной Думы. За время работы в Совете Федерации Сергей Глазьев по поручению Председателя палаты Егора Строева вел разработку важнейших программных документов Совета Федерации, в том числе: постановления Совета Федерации «О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики» (1997Pг.), «О мерах по активизации государственной промышленной политики и созданию условий для экономического роста в Российской Федерации» (1998Pг.), Предложения Совета Федерации по выводу страны из экономического кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту (1998Pг.)[13] и др. За это время С. Ю. Глазьевым разрабатывается стратегия экономического развития России, основанная на результатах исследований ведущих научных институтов, обобщении опыта, накопленного в регионах страны
Тем не менее и здесь произошло существенное уменьшение внутренней добычи топливно-энергетических ресурсов, выпуска предприятиями ВПК наукоёмкой и высокотехнологической продукции (конкурентоспособных систем вооружений). Эти предприятия весьма медленно осуществляли конверсию и весьма быстро свертывали свои производственные программы и даже выводились вообще из хозяйственного оборота. Тенденция прекращения спада, экономической стабилизации и роста в Украине определилась в 2000 году. Достижения в развитии народного хозяйства за этот год дали возможность создать первооснову для постоянного экономического роста. Так, в 2000 году в нашей стране ВВП возрос на 6%. Увеличение объемов промышленного производства составило 12,9%, сельского хозяйства - 9,2%. А такие отрасли, как пищевая, легкая, деревообрабатывающая и другие, которые непосредственно удовлетворяют потребительский спрос, добились 30-35% роста выпуска продукции. Произошли положительные сдвиги в бюджетной сфере, активизирована инвестиционная, в т.ч. кредитная деятельность, повышен уровень монетизации экономики, ее экспортного потенциала, уменьшен внешний долг нашего государства. ![]() Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не 202 руб Раздел: Коврики силиконовые для выпечки ![]() Ваши дети во время приёма пищи вечно проливают что-то на ковёр и пол, пачкают руки, а Вы потом тратите уйму времени на выведение пятен с 222 руб Раздел: Тарелки ![]() Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите 60 руб Раздел: Прочее
Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным. а) Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. б) Классическая теория. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство.
Можно выделить 2 взаимосвязанные подсистемы поддержки малого бизнеса: государственную и интеграционную государственное стимулирование малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям: во-первых государство, создавая общие условия для функционирования бизнеса, формирует ту среду (благоприятную или не очень), в которой предстоит развиваться малому бизнесу, во-вторых, на государственном уровне разрабатываются и реализуются специальные программы поддержки малого бизнеса; в-третьих, государство содействует становлению и развитию интеграционной подсистемы стимулирования малого предпринимательства. Эта политика проводится как на национальном и на наднациональном уровне. В последнее десятилетие наблюдается последовательная регионализация политики в отношении малого бизнеса: центр вырабатывает общую стратегию, обеспечивает законодательную базу и создание механизмов поддержки. Конкретная же поддержка осуществляется на уровне регионов и общин. Частный крупный бизнес, когда в его интересы входит развитие малого предпринимательства, тоже сотрудничает с государством, особенно в вопросах финансирования.
Остановимся на этой проблеме подробнее. Говоря о социально-экономическом положении России, его кризисном состоянии и возможных перспективах, политики, ученые и практики, как правило, связывают эту проблему, например, с федеральным центром и регионами, их взаимодействием и синхронизацией действий, бюджетом, налогами, иностранными инвесторами, выборами губернаторов и т.д. Все это очень важные компоненты, но при этом первоисточник и основа развития общества остаются в тени. Имеется в виду материальное производство, а значит, предприятия, где оно берет начало и заканчивается в виде конкретных результатов (продукции, услуг, прибыли и т.д.). Внимание к предприятиям со стороны государства и его органов явно ослаблено. Их вспоминают в лучшем случае лишь тогда, когда речь идет о задолженностях по зарплате, криминальных ситуациях, банкротстве или неуплате налогов. Думается, что это, мягко говоря, ошибочная позиция, ибо все (или почти все) в социально- экономическом плане в общество зависит как раз от предприятий, итогов их работы.
С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами. В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.
Подведение итоговобобщить итоги семинарского занятия > отметить работу студентов, уровень подготовки к семинарскому занятию (хорошо, плохо) > похвалить наиболее активных студентов / сделать замечания IV. Мотивация > определить тему и план следующего занятия > дать вопросы для самостоятельной подготовки к следующему занятию > порекомендовать литературу для подготовки к следующему занятию |