(495)
105 99 23



оплата и доставка

оплата и доставка char.ru



Книги интернет магазинКниги
Рефераты Скачать бесплатноРефераты



Осознанность, где взять счастье

РЕФЕРАТЫ РЕФЕРАТЫ

Разлел: Биология Разлел: Биология

Компоненты семантической структуры многозначного слова

найти еще ...
Компоненты содержательной структуры слова Лингвистическое наследие ХХ века URSS Комлев Н.Г.
Такого рода широкий показ семантики слова осуществляется впервые в лингвистической литературе.
383 руб
Многозначность слова в языке и речи URSS Литвин Ф.А.
Такой подход требует коррекции часто встречающейся формулировки о том, что многозначность слова существует только в системе языка, а в речи она непременно снимается.
270 руб

Ядро ЛЗС - его сигнификативная сторона. Синтагматические факторы, существенные при уточнении значения слова, вторичны по отношению к собственно семантическому аспекту. Лексическое значение - это «известное отображение предмета, явления или отношения в сознании., входящие в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка.» . Можно рассмотреть следующие виды лексического значения слова: Значение как специфическая языковая форма обобщенногоотражения внеязыковой действительности; Значение как компонент лексической единицы, т.е.структурного элемента лексико-семантической системы языка; Значение как выражение отношения говорящих купотребляемым словам (знакам) и воздействие слов (знаков) налюдей; Значение как актуальное, конкретное обозначение, называниепредмета, явления (ситуации). Существование лексико-семантических вариантов одного и того же слова предполагает, что они представляют собой не изолированные, но взаимосвязанные сущности, определенным образом коррелирующие между собой и образующие своеобразное единство. Системная взаимосвязь различных ЛСВ одного и того же слова в пределах его тождества образует основу его семантической (или смысловой) структуры, которая может быть определена как упорядоченное (обнаруживающее системную взаимосвязь своих элементов) множество ЛСВ одного и того же слова. Как следует из данного определения, понятие семантической структуры применимо только к многозначным словам, поскольку семантическая структура по сути своей является структурой ЛСВ, и если слово имеет только один ЛСВ, оно не может иметь структуры ЛСВ. Понятие смысловой структуры слова весьма неоднозначно трактуется в лингвистической литературе, однако представляется возможным выделить два основных направления, различающихся по тому, как определяется элементарная конститутивная составляющая семантической структуры слова. К первой группе можно отнести те понимания семантической структуры, где в качестве основной единицы выступает ЛСВ, т. е. единица, соотносимая с отдельным значением многозначного слова. Второе направление тесно связано с методикой компонентного анализа значения, ставящей своей задачей расчленение содержательной стороны языковой единицы на составляющие ее компоненты и представление значения в виде наборов элементарных смыслов или смысловых признаков. Эти элементарные или, точнее, минимальные (на определенном уровне анализа) смысловые компоненты, выделяемые в содержательной стороне лексемы или отдельного ее ЛСВ, получили название сем. Составляя значение слова или отдельного ЛСВ слова, семы выступают не как перечисляемые в произвольном порядке элементы, но как иерархически упорядоченная структура, и, таким образом, можно говорить о семантической структуре, единицей строения которой будет сема. При этом семантическая (смысловая) структура, представленная на уровне сем, может быть рассмотрена как по отношению к слову как совокупности ЛСВ, так и по отношению к отдельному ЛСВ и, соответственно, по отношению к однозначному слову. Учитывая разницу в подходе к определению смысловой структуры языковых единиц, по-видимому, следует провести и терминологическое разграничение, называя семантической структурой слова упорядоченное множество его ЛСВ и семной структурой слова — представление содержательной стороны на уровне минимальных компонентов значения.

В литературе по лексической семантике нет единого общепринятого термина для обозначения этого слоя значения, так же как нет единства и в вопросе о том, какие явления относятся к этому слою и как их описывать. Соответствующая лексическая информация может называться прагматической (В.Апресян; 1974), коннотативный (Телия; 1986), экспрессивной (Городецкий; 1969), стилистической (Винокуров 1990) . Прагматический аспект лексического значения представляет собой дополнительную по отношению к вещественному содержанию слова информацию об участниках коммуникации. В исследованиях об условиях коммуникации как составляющая логического значения слова содержит указание на коммуникативный регистр (формальную, нейтральную и неформальную ситуацию коммуникации). Выделение регистров связано с возможностью классификации ситуаций коммуникации по степени официальности от сугубо официальных, торжественных до весьма неофициальных разговорных ситуаций. Иногда выделяют до пяти категорий степени официальности: сугубо официальный, официальный, совещательный, неофициальный, интимный, однако в большинстве случаев принимается тройная классификация с выделением официального (формального), нейтрального и неофициального неформального регистра. Соответственно, в семантике лексических единиц закрепляется указом на тот регистр, в котором они преимущественно функционируют, и возникают пары слов, противопоставленных по этому признаку: Lear ed-erudi e Buy-purchase Ask-i quire I fa -child-kid Pare -fa her-dad С характеристиками «официальности-неофициальности» тесно связаны два параметра, определяющих статус коммуникантов: указание на территориальный или диалектный вариант, которым пользуется говорящий, и указание на ролевые отношения участников коммуникации. Первая группа факторов обуславливает противопоставление слов, одинаковых по вещественному содержанию, но функционирующих в разных территроиальных вариантах английского языка или разных диалектах одного территориального варианта: Lif (брит.)-eleva or (амер.) U dergrou d (брит.)-subway (амер.) Li le (брит.)-wee (шотл.) ice (брит.)-bo y (шотл.) 1.7 Остенсивный компонент значения Остенсивное определение подобно денотативному, однако вместо упоминания примеров птиц (что было бы бессмысленно, если слушатель предварительно не знает значений слов воробей и дрозд) оно показывает или предъявляет эти примеры. Любой ребенок, выучивающий значения слов, делает это с помощью остенсивных определений. Тому, кто вообще не знает заранее значений никаких слов, другие слова не помогут. Есть некоторые слова, значения которых люди обычно выучивают остенсивно, хотя они могли бы быть выучены и другими способами. Что означает слово шестиугольник, мы можем узнать из его сигнификативного определения: 'любая плоская замкнутая фигура, имеющая шесть сторон, являющихся прямыми линиями', - но мы можем узнать это также из показанного нам рисунка, изображающего шестиугольник. Есть, однако, и такие слова, значение которых, по-видимому, можно выучить только остенсивно, например наименования наших простейших чувственных впечатлений. Сможет ли человек, слепой от рождения, узнать, что означает слово красный, если он никогда не мог увидеть ни одного примера красного? Может ли кто-нибудь понять, что такое боль или гнев, если он сам ни разу не испытывал этих чувств? Слова не могут заменить впечатлений, они лишь помогают нам обозначить те впечатления, которые мы уже получили.

Методологической основой исследования послужили научные труды Шмелева Д.Н. «Проблемы семантического анализа лексики», Новикова Л.А. «Семантика русского языка», Уфимцевой А.А. «Лексическое значение. Принципы семасиологического описания», Васильева Л.М. «Современная лингвистическая»семантика, Апресяна Ю.Д. «Избранные труды.Е.1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка», Беляевской Е.Г. «Семантика слова». Также нами были использованы следующие словари: «Толковый словарь современного английского языка» Хорнби А.С., «Большой англо-русский словарь» В.К. Мюллера, «Англо-русский фразеологический словарь» А.В. Кунина и т.д. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1 Компоненты семантической структуры многозначного слова 1.1 О понятии полисемии Если при появлении у слова производного значения сохраняется значение исходное, слово становится многозначным. Многозначность (полисемия) — это способность слова служить средством наименования разных классов предметов. Следовательно, словарные значения многозначного слова обязательно различны по объему. Формальными показателями многозначности слова являются его сочетаемость со словами, принадлежащими к разным семантическим классам, семантическая адекватность и противопоставленность разным лексическим единицам, а также различная грамматическая характеристика слова. Например, глагол o break в значении нарушать целость чего-л. ударом выступает в сочетании с существительными, обозначающими хрупкие, ломкие предметы (break а vase, а glass, а сuр, a wi dow), соотносится по сходству значения с глаголами о smash, о сrush, о сrack, семантически противопоставлен словарным единицам o fix, o me d, o repair. Этот же глагол в другом словарном значении — нарушать, не соблюдать, не выполнять — синонимичен глаголу o viola e; антонимами его являются глаголы o observe, о keep, o fulfil, o s ick o sm h., и он выступает в сочетании с существительными, самым общим значением которых является результат умственной деятельности: а promise, а vow, а oa h, а 1аw, а rea y и т. п. . Итак, под полисемией (многозначностью) следует понимать способность слова иметь одновременно несколько значений (семем), т.е. обозначать различные классы предметов, явлений, действий, процессов, признаков и отношений. Полисемия как лексическая категория - это семантическое отношение внутренне связанных (мотивированных) значений, выражаемых формами одного слова (одной лексемой) и разграничиваемых в тексте благодаря разным, взаимоисключающим позициям этого слова. Известны два основания связи (мотивированности) ЛСВ в структуре многозначного слова: связь по смежности (метонимия) и связь по сходству (метафора). Следует разграничивать семантическую структуру однозначного и многозначного слов. В семантической структуре многозначного слова, прежде всего, выделим денотативный, сигникативный и коннотативный компоненты. Отметим, что денотативный компонент является непременным в семантической структуре слова, в то время как коннотативный компонент не является обязательным.

Поиск Психолингвистика. Теория речевой деятельности

Второй компонент языка – собственно языковой процесс, т. е. реализация языковой способности. Эта реализация выражается в осуществлении комплекса взаимодействующих языковых операций, а именно: семантических, синтаксических, лексических, морфологических, морфо-синтаксических, фонематических и фонетических. Например, это операции создания т. н. «базовых» семантических структур: S – Р (субъект-предикат) или S – Р – О (субъект-предикат-объект), операции выбора, в частности, выбора используемых в РД синтаксических структур, операции извлечения слов из памяти и др. Некоторые исследователи называют языковой процесс (интеллектуализированный в своей основе процесс использования знаков языка в речевой коммуникации) «речевой деятельностью», «речью» (175, 248). Исходя из этого, сама речевая деятельность определяется как языковой процесс, т. е. процесс порождения и восприятия разных форм речи (устной, кинетической, письменной). В свою очередь язык рассматривается как система знаков и правил их употребления. Лингвистический подход к интерпретации речевой деятельности в психолингвистике связан с возникновением и бурным развитием трансформационно-генеративной, или «порождающей», грамматики Н. Хомского

Реферат: Редакторский анализ статьи "Слово и его значение, или Как слова замещают вещи" Редакторский анализ статьи "Слово и его значение, или Как слова замещают вещи"

Текст же предложенной статьи изобилует терминами и понятиями, которые в процессе повествования не расшифровываются, что затрудняет восприятие текста. Также стоит отметить отсутствие иллюстративного материала, который помог бы осмыслению представленного материала. Запоминающиеся, «легкие» иллюстрации украшают научно-популярную статью и очень помогают неподготовленному читателю в восприятии научного текста. Рабочая рецензия текста Рассмотрим статью подробнее, для чего пронумеруем в первоначальном варианте все абзацы. Это облегчит работу с постраничными замечаниями и поможет легче ориентироваться в изменениях, проделанных с текстом (Приложение 1). Статья начинается с основного вопроса – «слово и его значение». Поэтому в начале логичнее поместить материал со страницы 23 (абзацы 9 и объединенные 10 и 11). Затем на страницу 17 можно перенести абзац 16, объединенный с частью абзаца 17, как продолжение вводного текста. После чего можно поместить вопрос: «Что собой представляет слово?» и поясняющий текст из абзаца 2. Далее необходима расшифровка этого понятия со страницы 23 (абзац 12). Примера из книги Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» излишен, поскольку в приведенном выше определении слова уже присутствует фраза о том, что «слово нельзя заменить никакой вещью», поэтому такой пример не слишком оправдан, внесет излишнюю художественность в текст статьи и будет слишком упрощать научные данные.

Поиск Психолингвистика. Теория речевой деятельности

Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость» (136, с. 387). Семантическая структура слова сложна. Так, его основной компонент – значение слова – включает два аспекта, два «уровня», которые тесно связаны с функциями слова. Еще Л.С. Выготский обращал внимание на то, что слово всегда указывает на предмет (действие, качество), замещает его или «служит его представлением» (45). Эта функция значения слова по предложению Л. С. Выготского получила название «предметная отнесенность слова». Другой функцией слова является объективное и обобщенное отражение обозначаемого объекта или «собственно значение слова», по Л.С. Выготскому. В свою очередь, собственно значение слова также представляет собой многомерное, «полиморфное» явление, включающее три взаимосвязанные составляющие; соответственно им слово как знак языка выполняет три основные семантические функции. Во-первых, слово-наименование не только называет предмет, указывает на него, но и одновременно указывает на его свойства, функции, выделяя и обобщая их

Реферат: Синтактико-семантический анализ составляющих сложносоставных слов в английском языке Синтактико-семантический анализ составляющих сложносоставных слов в английском языке

Поиск Филологический анализ текста

Разные способы выделения ключевых слов в тексте в их взаимодействии концентрируют внимание читателя на его сквозных образах и знаках, важных для понимания «эпопеи». Вопросы и задания 1. Прочитайте рассказ И.А. Бунина «Часовня», входящий в сборник «Темные аллеи». 2. Определите основные оппозиции речевых средств, организующие текст. Какие смыслы в его семантической структуре противопоставлены? 3. «Интерпретация текста это некоторая гипотеза, которую мы проверяем на способность объяснить максимум элементов текста»[293], заметил известный французский филолог А. Компаньон. Выделите ключевые слова рассказа «Часовня», покажите их связь. Аргументируйте свой выбор. 4. Проанализируйте семантику ключевых слов. Покажите их многозначность. Определите, какие символические смыслы они выражают. 5. Проанализируйте соотнесенность ключевых слов рассказа «Часовня» с сильными позициями текста (заглавие, начало рассказа, его конец). Какими способами выделяются ключевые слова в тексте рассказа? 6. Связаны ли, с вашей точки зрения, ключевые слова рассказа «Часовня» со словами, вынесенными в заглавие цикла «Темные аллеи»? Имя собственное в художественном тексте В исследованиях, посвященных художественной речи, постоянно отмечаются огромные экспрессивные возможности и конструктивная роль имен собственных в тексте

Реферат: Семантические отношения между производящим и производным словами Семантические отношения между производящим и производным словами

Семантические отношения между производящим и производным словами Материалы древнерусского языка свидетельствуют, что одной из основных причин "словообразовательного всплеска", приведшего к установлению особых отношений между производным и производящим словами, является необходимость прояснить синкретичную призводящую основу, уточнить, конкретизировать семантику слова. Так, от древнерусского слова таи, представлявшего категориальную и лексическую синкрету, образуется производное слово тайна, в котором, однако, не была преодолена размытость семантики: слово тайна в категориальном плане представляет первоначальную синкрету, а позднее своеобразную омонимию субстантива и ад'ектива, и в лексическом аспекте контекстуально не разграничивает конкретные и отвлеченные значения, поэтому в дальнейшем отвлеченное значение извлекается путем присоединения к слову тайна суффикса -ьство - таиньство. Но, как ни парадоксально, и суффикс -ьство не избавил новое производное от конкретных значений. Видимо, последнее и послужило причиной дальнейшего распространения данной словообразовательной цепи: через прилагательное таинственный - к существительному таинственность.

Чашка "Неваляшка".
Ваши дети во время приёма пищи вечно проливают что-то на ковёр и пол, пачкают руки, а Вы потом тратите уйму времени на выведение пятен с
271 руб
Раздел: Тарелки
Браслет светоотражающий, самофиксирующийся, желтый.
Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях. Легкость крепления позволяет
55 руб
Раздел: Прочее
Ручка "Шприц", желтая.
Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета,
31 руб
Раздел: Оригинальные ручки

Реферат: Структура и членимость русского слова Структура и членимость русского слова

В русистике существуют различные подходы к морфемному членению слов (Петрухина 2001), что свидетельствует об относительности, размытости морфемных границ внутри слова как характерной черте русского словообразования, соответствующей фузионной технике присоединения морфем. Это свойство было отмечено И.А.Бодуэном де Куртенэ еще в начале прошлого века: "Границы между отдельными морфемами бывают и более ясны и более туманны. Некоторые морфемы так ясны, так выпуклы, так резко отделяются от других, что при их отделении никто не ошибется. Зато при определении других морфем замечаются значительные индивидуальные различия" (Бодуэн де Куртенэ 1963: 209–236). Морфемная сегментация производной лексемы должна отражать живые семантические и формальные связи слова, а его морфемная структура, по Г.О.Винокуру, должна показывать иерархические отношения между морфемами, то есть последовательность словообразовательных процессов, ведущих к данному деривату. "Внутренняя зависимость между производящими и производными основами" на разных ступенях деривации "обнаруживается в последовательном, а не одновременном присоединении морфем" (Винокур 1959: 441).

Реферат: Структура слова Структура слова

Иначе говоря, словообразовательная структура производного слова –это свойство соответствующего производного, определяемое характером словообразовательной базы и словообразующего форманта как выразителей формы и содержания слова. При словообразовательном анализе производной лексики не­обходимо учитывать не только внешние, формальные особенности составляющих их компонентов–словообразовательной базы и словообразующего форманта, по и семантические взаимоотношения между ними, которые определяют внутреннее содержание произ­водных, их словообразовательную семантику, словообразователь­ные значения. По утверждению некоторых ученых, методика ис­следования словообразовательной структуры производных слов «при строгом учете структурных особенностей, должна учитывать и семантику изучаемых образований, а также и место этих обра­зований в структурно-семантической системе языка» Словообразовательное значение может быть определено как об­общенное, категориальное значение производных слов определен­ной словообразовательной структуры, устанавливаемое на основа­нии семантического соотношения производных слов данной струк­туры с соответствующими производящими. 1. Грамматический строй языкаВ типологической характеристике языков особое место занимает определение удельного веса синтетических и аналитических форм языка, роли служебных слов в обра­зовании форм слова, словосочетания и предложения.

Реферат: Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова

Реферат: Профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов Профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции: 1. Системный подход, реализуемый в работах П.К. Анохина, К.А. Абульхановой-Славской, Б.А. Сосновского, В.В. Ганзена, В.Д. Шадрикова, Я.А. Пономарева и др., предполагающий рассмотрение предмета психологического исследования как целостной, многомерной, многоуровневой реальности. Разработка и реализация системного подхода значима именно для практического психологического исследования. 2. Деятельностная концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Г.П. Щедровицким, А.В. Брушлинским, Н.Г. Алексеевым, В.В. Давыдовым, Ю.В. Громыко, А.А. Вербицким и др., в которой в качестве главной ценности образования полагается не усвоение знаний, а формирование у человека способностей к самоопределению, самоизменению, самоорганизации в практической деятельности и жизнедеятельности. 3. Социально-психологический подход в образовании (Г.В. Акопов) предполагает рассмотрение понятия профессионального сознания как ключевого понятия теории и практики подготовки специалистов, активного отражения объективных и субъективных моментов процесса становления профессионала, которое включает в себя систему подготовки специалиста, ее качество, эффективность, степень включенности студентов в учебный процесс. 4. Теории установки, разрабатываемые в грузинской школе психологии, а также в рамках деятельностного подхода А.Г. Асмоловым и в зарубежной психологии - Д. Фрименом, Ф. Оллпортом и др. Глава 1. Теоретические основы понятия «установка» 1.1 Понятие «установка» Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Реферат: Структура организации материи Структура организации материи

Структурные уровни различаются не только классами сложности, но и по закономерности функционирования. Иерархическая структура такова, что каждый высший уровень не управляет, а включает низший. Диаграмма наиболее точно отражает целостную картину природы и уровень развития естествознания в целом. С учетом уровня организации можно рассматривать иерархию структур организации материальных объектов живой и неживой природы. Такая иерархия структур начинается с элементарных частиц и заканчивается живыми сообществами. Концепция структурных уровней впервые была предложена в 20-х г.г. нашего столетия. В соответствии с ней структурные уровни различаются не только по классам сложностью, но по закономерностям функционирования. Концепция включает в себя иерархию структурных уровней, в которой каждый следующий уровень входит в предыдущий. Цель данной работы заключается в изучении концепции структурной организации материи. I. Структурные уровни организации материи:микро-, макрО -, мегамиры В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета и т.д. может быть рассмотрен как система – сложное образование, включающее составные части, элементы и связи между ними.

Реферат: Структура и функции клеточного ядра Структура и функции клеточного ядра


Компоненты содержательной структуры слова Лингвистическое наследие XX века КомКнига Комлев Н.Г.
Работа представляет интерес для студентов-филологов, преподавателей родного и иностранного языков, методистов, переводчиков, философов.
234 руб
Семантическая структура многозначного глагола в хакасском языке в сопоставлении с тюркскими языками Южной Сибири: Монография - 144 с. ISBN 5-87550-206-1 ~54.00.00 51073 Н-ск: Сова Кокошникова О.Ю.
200 руб
Монография - 144 с. Семантическая структура многозначного глагола в хакасском языке в сопоставлении с тюркскими языками Южной Сибири: Н-ск: Сова Кокошникова О.Ю.
200 руб
Компоненты содержательной структуры слова Лингвистическое наследие XX века Либроком Комлев Н.Г.
Работа представляет интерес для студентов-филологов, преподавателей родного и иностранного языков, методистов, переводчиков, философов.
247 руб
Концепт "расстояние" в семантике знаменательных частей речи. Анализ семантической структуры английских существительных и прилагательных, репрезентирующих концепт "расстояние" Книга по Требованию Ольга Г.
Пространство и время – базовые категории познания мира, они объективны, бесконечны, неотделимы друг от друга.
3051 руб
Многозначные слова Грамматика в картинках: Наглядно-дидактическое пособие Мозаика-Синтез
Серия наглядно-дидактических пособий "Грамматика в картинках" предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 л. в детском саду и дома.
99 руб
Грамматика в картинках для занятий с детьми 3-7 лет. Многозначные слова. ФГОС Библиотека программы "От рождения до школы" Мозаика-Синтез
Такие слова называются многозначными.
125 руб
Пособие для детей, родителей и воспитателей - 64 с. {Готовимся к школе} Игры, стихи, загадки для развития речи: Формирование понятий о структуре слова; Развитие логического мышления: Игры со словами; Для детей 5-7 лет: СПб:ИДЛитера Ефимовский Е.С.
53 руб
Двухсложные слова (5 букв) с одинаковым слогом в конце: Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова - 64 с. {Библиотека практикующего логопеда-мини} ISBN 5-89415-236-4 ~92.02.21 710 М:Аркти Кочугова Н.П.
55 руб

Молочный гриб можно использовать для похудения, восстановления микрофлоры, очищения организмаМолочный гриб можно использовать для похудения, восстановления микрофлоры, очищения организма

(495) 105 99 23

Сайт char.ru это сборник рефератов и книг