Как ещё один пример удачного для своего времени обзорного курса математики и применения математического аппарата к решению разного рода прикладных задач можно привести книгу Математика в современном мире, выпущенную издательством «Мир» (Москва, 1967Pг.), которая представляет собой полный перевод тематически специализированного номера американского журнала Scientific American (New-York, 1964). Оглавление сборника: «Математика в современном мире; Арифметика; Геометрия; Алгебра; Теория вероятностей; Основания математики; Математика в физических науках; Математика в биологических исследованиях; Математика в общественных науках; Теория регулирования; Вычислительные машины». Все статьи написаны ведущими учёными США и преподавателями наиболее авторитетных вузов США того времени, как «чистыми» математиками-абстракционистами, так и математиками-прикладниками. Достоинство книги в том, что она даёт общее представление о содержании отраслей математики без того, чтобы перегружать читателя обилием строгих доказательств теорем и абстракционизм математических идей, а также сообщает о возможностях применения математического аппарата в различных сферах деятельности, о чём догадаться самостоятельно может тоже далеко каждый
Поступив в Тюбингенскую семинарию, Кеплер перешел к занятию философскими предметами и прилежно изучал геометрию, алгебру и физику. В то же время он не упускал случая приобретать сведения и самостоятельно. Так, по его словам, в 1589 году он купил по случаю «Упражнения в экзотерической (естественной) философии» Юлия Скалигера и почерпнул из этой книги много разных сведений по различным вопросам, как, например: о небе, о духах и гениях, о стихиях, о природе огня, о происхождении источников, о морских приливах и отливах, о фигуре материков и проливов и тому подобном. По окончании курса в семинарии Кеплер как один из лучших студентов оставлен был на казенный счет в качестве стипендиата герцога Вюртембергского в Тюбингенской академии, куда и поступил в 1591 году, имея около 20 лет от роду. Тюбингенская академия, постепенно преобразовавшаяся впоследствии в университет, была в то время чисто богословскою школою. Правда, чтобы быть богословом, требовалось тогда быть знакомым со всеми науками, обладать энциклопедическим образованием; поэтому в богословских школах того времени преподавали не только нравственную, но и всю естественную философию, от астрономии до медицины включительно, что при незначительном объеме всех тогдашних наук не представляло никакого затруднения
Понятия связанного и свободного векторов. Рассмотрим т А и т. В, по соединяющему их отрезку можно перемещать в двух направлениях: если считать А началом, а т. В – концем, то получим направленный отрезок АВ, а если т. В- начало, а т. А – конец, то направленный отрезок ВА. Направленный отрезок часто наз. связанными или закрепленными векторами. В случае, когда начальная и конечная точка совпадают, т. е. А=В, связанный вектор наз. нулевым. Связанные векторы АВ и СД равны, если середины отрезков АД и ВС совпадают обоз: АВ=СД, отметим, что в случае, когда т. А,В,С,Д не лежат на одной прямой это равносильно тому, что четырехугольник АВСД – параллелограмм. Поэтому равные связанные в-ры имеют равные длины. Св-ва связанных в-ров: 1 Каждый связанный в-р равен самому себе АВ=АВ 2 Если АВ=СД, то и СД = АВ 3 Если АВ=СД и СД=EF, то AB=EF От каждой точки можно отложить связанный в-р равный исходному. Свободные в-ры – те, начальную точку которых можно выбирать произвольно. или, что тоже самое, которые можно произвольно переносить параллельно самим себе. Свободный в-р однозначно определяется заданием связанного в-ра АВ.
Не тогда ли в сознании у него стали откладываться «кирпичики» здания той будущей концепции, что получит впоследствии название «культа героев»?! В семинарии он научился читать по-латыни и по-французски. Проявляя жадность к учебе, он приобрел познания в геометрии, алгебре, арифметике. Затем поступил учиться в университет (отец шел на немалые материальные жертвы во имя сына). Карлейлю удалось выудить из хаоса университетской библиотеки «множество книг, о которых не знал даже сам библиотекарь». Он своими силами научился свободно читать «на всех европейских языках, на любые темы и по всем наукам» («Сартор Резуртус»). В 18 лет он всерьез подумывал о литературной славе. Окончив Эдинбургский университет он стал учителем математики. Работа не принесла ему удовлетворения. У поэта и писателя иные наклонности, чем у ученого и учителя. Поражает кругозор Карлейля. Как пишет Дж. Саймонс, его интересы простирались от Шекспира (который в Эдинбурге даже не упоминался и которого философ Юм считал талантливым варваром, лишенным вкуса и образованности) до таких книг, как «Трактат об электричестве» Франклина
Свойства векторного произведения: 1) ; 2) ; 3) ; 4) и коллинеарны. Пример 3. Параллелограмм построен на векторах и , где , , . Вычислить длину диагоналей этого параллелограмма, угол между диагоналями и площадь параллелограмма. Решение. , , . Угол между диагоналями обозначим буквой , тогда Следовательно, . Используя свойства векторного произведения, вычислим площадь параллелограмма: Определение. Смешанным произведением трех векторов , , называется скалярное произведение вектора на вектор : . Если то смешанное произведение можно вычислить по формуле: . Свойства смешанного произведения: 1) При перестановке любых двух векторов смешанное произведение меняет знак; 2) ; 3) ; 4) компланарны . Геометрический смысл смешанного произведения: объем параллелепипеда, построенного на векторах , , (рис.4), а объем образованной ими треугольной пирамиды находятся по формулам . Пример 4. Компланарны ли векторы , , ? Решение. Если векторы компланарны, то по свойству 4) их смешанное произведение равно нулю. Проверим это. Найдем смешанное произведение данных векторов, вычислив определитель: векторы , , некомпланарны. ![]() Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три 350 руб Раздел: Ночники ![]() Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите 60 руб Раздел: Прочее ![]() В комплекте: фонарик, горелка. Оформление упаковки - 100% полностью на русском языке. Форма купола "перевёрнутая груша" как у 87 руб Раздел: Небесные фонарики
Бывают и др: Поперечные – ось цилиндра лежит в плоскости экватора, а плоскость касается шара в одной из точек экватора; Косые –ось цилиндра или конуса образует с полярной осью острый угол, а плоскость касается шара в какой либо точке между полюсом и экватором. Среди азимутальных выделяют перспективные проекции: Ортографические (точка зрения удалена в бесконечность и проектирование производится пучком параллейных лучей); Стереографические (точка зрения располагается на поверхности земного шара и диаметрально противоположна точке касания картинной плоскости); Центральные (точка зрения нах в центре шара). 9. Общеупотребительные проекции для карт мира, полушарий материков, россии. Полушарий: поперечная равновеликая проекция Ламберта?, Экваториальная азимутальная равнопромежуточная Постеля, Экваториальная азимутальная Гинзбурга, равноугольна экваториальная стереографическая азимутальная; России: нормальная коническая Коврайского, проекция Кросовиного, Косая перспективно-цилиндрическая Соловьева, Косая азимутальная цниигаик (прямой меридиан), Видоизмененная поликоническая Самсонова; Мира: Поликоническая цниигаик (для БСЭ), Нормальная равноугольная цилиндрическая Меркатора, Произвольная равновеликая Аитова Гамера. 10. Способы картографич изображения. 1) способ значков-для передачи яв-я локализованных по пунктам значки бывают: геометрическими, буквенными, наглядными. 2) способ линейных знаков – для передачи линий в геометрич-м понимании(водораздел, границ, телеграф) и для объектов линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабе карты (дороги). 3) способ изолиний – кривые пороходящие на карте по точкам с одинаковыми значениями кол-го показателя, характеризующего картографируемое яв-е.
|