Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье» (24, 60).Актуальность исследования. Учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения. Однако следует отметить, что данное общение имеет ряд особенностей на каждой ступени обучения. Они зависят от многих факторов. Изучению этих факторов, влияющих на особенности работы учителя с родителями на первых ступенях обучения, то есть в первом – втором классе и посвящена данная работа. Цель работы – выяснение особенностей работы учителя с родителями учеников в 1– 2 -ом классе. Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Изучение психологической и педагогической литературы по данной теме. 2. Знакомство с практической работой учителя. 3. Подготовка анкет для опроса учителей и родителей. 4. Анкетный и устный опрос учителей и родителей. 5. Статистическая обработка анкетных данных. При решении поставленных задач применялись следующие методы: 1. Изучение педагогической и психологической литературы. 2. Знакомство с опытом работы учителя. 3. Анкетный и устный опрос учителей и родителей. 4. Качественная и количественная обработка результатов анкеты и опроса.Структура работы. Работа состоит из следующих частей: введения, двух частей,выводов и рекомендаций, списка литературы и приложения. 1. ПСИХОЛОГИ И ПЕДАГОГИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ. 1.1. Значимость семейного воспитания. «Семья – основная инстанция в жизни ребенка. Она предоставляет ему безопасность опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей», - такое определение семье дает немецкий специалист по детской психологии и психиатрии У. Миелке (15, 27). Литовский педагог З. Баёрюнас воспитание в семье определяет как создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности. Он указывает следующие педагогические обязанности родителей: 1. Охранять детей от плохих жизненных примеров. 2. Обучение и воспитание детей. 3. Помощь родителей школе» (2, 287). Тему семейного воспитания продолжает литовский педагог Л. Йовайша: «Дети учатся действиям и поступкам понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь и сами действуя. Следовательно, они подражают другим сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому общаясь с детьми надо быть всесторонним эталоном хорошего примера. Методы семейного воспитания: 1. Поучения 2. Воспитательные беседы 3. Рассказывание сказок и чтение вслух 4. Заучивание стихов наизусть 5. Действенные методы (игры, совместный труд, обязанности по дому, гигиенические процедуры и т. д. ) В семье используются различные методы признания и поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т. д. Дети утешаются в несчастии, в трудную минуту поддерживаются, находится мотив для защиты их справедливости, а при ошибках, ищутся способы для их исправления. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как: 1. Познание семьи ученика. 2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика. 3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей. 4. Помощь родителям в воспитании детей дома. 5. Организация педагогического просвещения родителей. 6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи» (5, 4). Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями, охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу. В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны сохранить расстояние между собой и родителями. . Правила, как работать с родителями зависят от конкретных обстоятельств» (1, 427). Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны: Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе; Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом. Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения» (23, 63-64). И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель» (25, 12,15). С. Дапкене выделяет следующее содержание общего педагогического просвещения родителей: 1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения. 2. Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте. 3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания. 4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношении между школой и семьей. 5. Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни. Выделяются следующие формы педагогического просвещения: Традиционные: . Родительские собрания . Лекции . Вечера вопросов – ответов . Диспуты . Дни открытых дверей Нетрадиционные: . Деловые игры . Регламентированные дискуссии (5, 22 – 32). Другим важным аспектом как и в Литве оказались пожелания, рекомендации и особенности родителей – 6. Одинаковое количество учителей и в Лиде и в Литве опирается на планы и программы – 4, кроме этого столько же основываются и на индивидуальных особенностях детей. По 3 ответа на педагогический опыт и конкретную ситуацию. Среди других ответов следует выделить: учителя опираются на советы психологов, а также учитывают уровень педагогической подготовки родителей. Подводя итоги опроса по этому вопросу можно сказать, что основной опорой планирования работы с родителями являются пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса. Большое влияние оказывают методические рекомендации и литература, а также педагогический опыт и план работы учителя. Все это хорошо видно на диаграмме. Диаграмма 2. 1. Опора планирования работы с родителями. 20% 18% 12% 12% 20% 9% 9% Следующий вопрос связанный с темой планирования и проведения мероприятий для родителей: как часто проводите различные мероприятия для родителей? Полученные ответы можно разделить на четыре группы: 1. группа – 1 раз в триместр 2. группа – 1 раз в четверть 3. группа – 1 раз в месяц и чаще 4. группа – по необходимости Следует отметить, почему отдельно выделяется группа ответов: 1 раз в четверть? В Белоруссии учащиеся учатся не по триместра в состав, которых входит 3 месяца, а по четвертям, которые состоят из 2 месяцев. Поэтому если учителя из Литвы отвечали, что проводят мероприятия один раз в два месяца, мы эти ответы отнесли ко второй группе. Большинство опрошенных учителей в Литве указали, что проводят мероприятия лишь один раз в триместр – 14 , некоторые отметили, что число мероприятий может колебаться от 3 до 5 в год. По 3 ответа о проведении мероприятий 1 раз в два месяца и по необходимости, то есть конкретное число проводимых мероприятий не указанно. С большим сожаление следует отметить, что только двое из опрошенных проводят мероприятия для родителей 1 раз в месяц и чаще. В городе Лида в связи с обучением по четвертям большинство учителей проводит мероприятия 1 раз в четверть – 12. Остальные ответы разделились поровну, то есть 5 – проводят мероприятия 1 раз в месяц и чаще, что немногим больше, чем в Литве; и 5 – по необходимости. Подводя итог по данному вопросу следует сказать, что большинство учителей как в Литве, так и в городе Лида проводит мероприятия согласно установленных требований (1 раз в триместр или 1 раз в четверть), но не больше. Следующий вопрос тесно связан с предыдущими: какие мероприятия для родителей проводите? Так как были получены разнообразные ответы, я постаралась их сгруппировать. Излюбленной формой мероприятий для родителей в Литве оказались совместные праздники, 20 из 22 опрошенных указали именно данный вид. В анкетах многие учителя перечисляют проводимые ими праздники для детей и для их родителей: рождественские, новогодние, пасхальные праздники, «День Матери», «Праздник Азбуки» и другие. Следующая наиболее распространенная форма работы с родителями – это родительские собрания (17 ответов), также многие учителя упоминают индивидуальные консультации с родителями (11 ответов), следующими можно назвать лекции (6 ответов) и дискуссии (3 ответа).
Горько вздохнув, мать отказала ему. Когда расстроенный Сережа ушел, она долго плакала. Светлана воспитывала сына одна. Она работала учителем начальных классов, получая нищенскую зарплату. Зарплату просто унизительную не только для учителя, но и для любого человека на земле. После оплаты коммунальных платежей и покупки проездных от нее оставались сущие крохи. Им приходилось экономить абсолютно на всем. Покупать самые дешевые продукты на оптовом рынке, выискивая ларьки с самыми низкими ценами. За овощами Светлана специально ходила в воскресенье после обеда, когда на опустевших прилавках можно было найти брошенные продавцами порченые продукты. Из года в год она носила одну и ту же штопаную-перештопаную одежду, а за обновками для сына ездила на китайский рынок или в секонд-хэнд. Единственный свой костюм Светлана берегла как зеницу ока – иначе ей не в чем было бы проводить уроки. Бросить эту работу Светлана не могла – в этой же школе учился ее сын, и она старалась, как могла, оградить его от тлетворного влияния улиц одного из неблагополучных районов города
Перечисленные проблемы обусловливают необходимость поиска путей повышения эффективности процесса обучения и на первый план выходят такие задачи обучения, как: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие их индивидуальности; формирование желания и умения учиться; организация личностно ориентированного взаимодействия в системе «педагог - ученик - родитель». Таким образом, проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. То же может происходить с контактами, получаемыми одним взрослым от другого. Например, новую секретаршу, которая смогла выпроводить нежелательного посетителя, могут похвалить: "Вы -- ангел" вместо: "Я оценил, как тактично Вы выпроводили этого человека". Хотя многим секретаршам нравится, когда их, при случае, называют ангелом, но это не дает им информации об их компетентности в работе, особенно если они недавно работают. Если родитель, учитель или друг тепло произносит: "Здравствуй", называет ребенка вежливо по имени, смотрит на него уважительно и без осуждения выслушивает то, что тот пытается рассказать о своих чувствах и мыслях, то ребенок получает положительные контакты. Все это поддерживает его чувство собственного достоинства. Выслушать другого -- один из самых прекрасных контактов, которые один человек может дать другому. Наиболее действенное выслушивание подразумевает полную концентрацию внимания на собеседнике -- умение, которому можно научиться. Многие непонимающие или не интересующиеся людьми никогда не развивают умение выслушать другого, поэтому: Дети жалуются: "Мои родители никогда не прислушиваются ко мне"
Заметно выросло число педагогических центров. Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабах. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное Бюро Просвещения. В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество им. Вине (Франция) и пр. Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, которое нуждалось в качественно иной подготовке. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратились в одну из важных национальных проблем. Возвращаясь к педагогике недалёкого прошлого, хочется упомянуть следующее. В первой половине XX в. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы.
Кооперативные комбинированные школы (kooperative Gesamtschulen) являются объединением основной, реальной и гимназической школы. Это означает прохождение образования в единой школе. Объединенный характер школы, школьное единство, определяется единым руководителем школы, объединением учителей в общую учительскую коллегию, выбором общего председателя родительского комитета. Преимуществами этого типа школ является то, что школьники не выбирают школу, а выбирают школьный путь внутри школы, совместная работа учителей позволяет рекомендовать каждому учащемуся наиболее подходящий для него способ образования. В интегрированной комбинированной школе (integrierte Gesamtschule) школьники разделены по направлениям основной, реальной и гимназической школы. Особенностью здесь является то, что отсутствует понятие оставления на второй год - вместо этого ученики переводятся на более низкий уровень обучения, например, с "реального" направления на "основное" (по заявлению родителей обучение может повторено). Именно в интегрированную школу могут отдать родители своего ребенка, если они не согласны с рекомендацией начальной школы о направлении ребенка например, в основную школу, а не в реальную (или в реальную школу, а не в гимназию)
![]() Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь 60 руб Раздел: Прочее ![]() Набор для поощрения на самоклеящейся бумаге. Формат 95х160 мм. 19 руб Раздел: Наклейки для оценивания, поощрения
В іекабре 1948 гоіа штаб оккупајионных войск получил указание начатѕ немелленное осуществлени разработанного американским правителѕством плана экономической стабилизајии Ґпонии. В январе 1949 гоіа Макартур потребовал от японского правителѕства расшерения сфер іействий иностранјев в Ґпонии‚ обеспечения свобоіных иностранных инвестијий в японскую экономику‚ преіоставления иностранјам права свобоіного переівижениа по стране и преобретения японской собственности. 20 марта 1949 гоіа виіный американский финансист‚ іиректор Іетройтского банка Іжозеф Іоіж‚ назначенный главным советником по экономическим и финансовым вопросам при штабе Макартура‚ преіоставил японскому министру Икэіа свой прект госуіарственного бюіжета на 1949 гоі‚ в котором был воплощен его план іостижения „стабилизајии и самостоятелѕности“ японской экономики. Проект был принят японским парламентом без каких-либо поправок. В мае 1949 гоіа в Ґпонию прибыла группа американских экспертов поі руковоіством Шоіпа. На протятяжении трёх месяјев они изучали систему госуіарственых и местных налогов. 15 сентября 1949 гоіа группа Шоіпа преіставила проект реформы налоговой системы Ґпонии.
Проявляются понижением остроты и сужением поля зрения, не корригирующимся применением очков. Застойный сосок зрительного нерва является симптомом повышения внутричерепного давления или нарушения венозного оттока из глазницы. При прогрессировании застойных явлений острота зрения понижается, может наступить слепота. Атрофия зрительного нерва может быть первичной (при спинной сухотке, рассеянном склерозе, травме зрительного нерва) или вторичной (как исход неврита или застойного соска); наблюдается резкое понижение остроты зрения вплоть до полной слепоты, сужение поля зрения. Глазное дно – видимая при офтальмоскопическом обследовании часть внутренней поверхности глазного яблока (диск зрительного нерва, сетчатка и сосудистая оболочка). Диск зрительного нерва выделяется на красном фоне глазного дна как образование округлой формы, имеющее четкие границы и бледно розовую окраску. В заднем полюсе глаза находится наиболее чувствительный участок сетчатки – так называемое желтое пятно, имеющее форму горизонтально располагающегося овала желтоватого оттенка.
Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания. Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе. Умения и навыки в области родного языка (речь-говорение, восприятие речи – аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума.
Как учить детей быть успешными? Инструментарий творческого учителя. Завьялова Ольга Алексеевна, канд. пед. наук, педагог ЦДО «Эйдос» Отзвенели последние звонки. Впереди экзамены, ЕГЭ, которые покажут, КАК мы научили наших детей. А потом - так называемая "взрослая" жизнь, которая покажет - а был ли смысл в том, ЧЕМУ мы научили. Вопросы о смысле своего труда почему-то приходят в голову чаще всего именно в тот момент, когда вдруг, в одночасье выросшие твои ученики, в пиджаках и галстуках, такие невероятно молодые и красивые, говорят со сцены слова благодарности и несут охапки цветов. А ты думаешь - а действительно ли я научила их тому, что нужно? Будут ли знания, за которые в школе идет такая изматывающая борьба, востребованы, или осядут ненужным балластом где-то в дальних уголках памяти? "Будьте успешны, дети!" - говорим мы им. А что нужно для успеха в современном мире? Все мы знаем расхожую фразу о том, что многознание ума не прибавляет, и, тем не менее, диплом о высшем образовании считаем гарантом успешности. Хотя для перечисления контр-примеров вряд ли хватит пальцев на двух руках у любого учителя, интересующегося дальнейшей судьбой своих учеников. Не гарант. А что - гарант? Какие качества и умения позволят им достичь этого самого успеха? Попробуем составить такой список.
После этого наливаем в пробирку 4,5 2,5М раствора хлористо- водородной кислоты, 5 капель раствора катализатора. Папиросную бумагу с навеской металла смачивают каплей воды и приклеивают к внутренней стенке пробирки над кислотой. Пробирку с кислотой и металлом плотно присоединяют к прибору; бюретки устанавливаем так, чтобы уровни воды в них были одинаковы. Записываем показания бюретки до опыта. Затем встряхиваем пробирку, и металл попадает в кислоту. Тотчас начинается выделение водорода и вода вытесняется из правой бюретки в левую. Левую бюретку при этом надо опускать и во время опыта держать воду на одном уровне, чтобы давление газа внутри прибора было все время близко к атмосферному. Пока идет реакция, мы записываем показания барометра и термометра; по таблице определяем давление насыщенных паров воды. Когда весь металл растворился, прекратится понижение уровня воды в бюретке. Окончательно точный отчет показаний бюретки производится после охлаждения прибора до комнатной температуры (через 10-15 мин.) Результаты измерений записываем в форме: Масса металла, .
|