(495)
105 99 23



оплата и доставка

оплата и доставка char.ru



Книги интернет магазинКниги
Рефераты Скачать бесплатноРефераты



Осознанность, где взять счастье

РЕФЕРАТЫ РЕФЕРАТЫ

Разлел: Литература, Лингвистика Разлел: Литература, Лингвистика

Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе

найти еще ...
Гриф УМО МО РФ Учебное пособие. Синтаксис сложного предложения. Современный русский язык. Флинта Докучаева Р.М.
Основная задача учебного пособия - сформировать лингвистическую компетенцию в сфере синтаксиса сложного предложения.
460 руб
Русский язык. 9 класс. Синтаксис сложного предложения. Технология эфективного обучения Среднее образование Илекса Лебедев В.В.
181 руб

Всё сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения. В речевой действительности представлены: сложные предложения с минимальным для данного типа количеством частей (м и н и м а л ь н ы е к о н с т р у к ц и и с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я); предложения, являющиеся различного рода усложнениями минимальных конструкций (м н о г о ч л е н н ы е, или с л о ж н ы е п р е д л о ж е н и я у с л о ж н ё н н о г о т и п а); например: . Солнце село, но было ещё тепло. . Солнце село, на небе гасли последние лучи заката, сгущались сумерки, но было ещё тепло, потому что день был необычайно жарким для октября.Связь между компонентами сложного предложения может быть сочинительной или подчинительной. Основным средством выражения сочинительной связи, т.е. связи формальной неподчиненности, являются сочинительные союзы. При такой связи ни один из компонентов сложного предложения не занимает синтаксического места словоформы в составе другой части. Поэтому здесь нет существенных различий в функции частей, вводимых союзами, и частей, не содержащих союзов. Подчинительная связь между компонентами сложного предложения аналогична всем видам несочинительной связи: подчинительной связи между словоформами в словосочетании и связям, возникающим в предложении: связи между компонентами схемы и между схемой и детерминантом.Основными выразителями отношенийявляются подчинительные союзы и приобретающие функцию союза относительные местоимения. Часть, вводимая союзом или относительным местоимение (п р и д а т о ч н а я), либо занимает синтаксическое место словоформы в составе другой (г л а в н о й) части, которая является структурным центром сложного предложения, либо, напротив, вмещает её содержание, составляющее семантическое наполнение относительного местоимения. В бессоюзных предложениях противопоставление сочинительной и подчинительной связи снято, т.к. синтаксические и смысловые отношения между частями формально не выражены. Сложносочинёнными предложениями называются такие предложения, части которых связанны сочинительной связью. Сложносочинённые предложения открытой структуры, представляя собою открытые ряды, состоят из двух, трёх и более частей, количество которых потенциально всегда может быть увеличено, образуются из неопределённого количества предикативных единиц, соединённых союзами или бессоюзно. Сложносочинённые предложения закрытой структуры, являясь закрытыми рядами, состоят всегда из двух частей и не допускают включения третьей и последующей,обязательным элементом такого предложения является союз. Сложноподчинённые предложения называются такие сложные предложения, части которых связанны подчинительной связью. Отличительной формальной особенностью таких предложений является наличие в них вводящего придаточную часть подчинительного союза или относительного местоимения в функции союза. По характеру связи между главной и придаточной частью все сложноподчинённые предложения делятся на четыре типа: Местоимённо-соотносительные: отождествительные предложения, предложения фразеологического типа< с союзами что, чтобы, будто, как будто, словно, точно>, вмещающие предложения; Присловные: присубстантивированные и прикомпаративные – предложения, структура которых определяется грамматической природой опорного слова; предложения с невопросительной придаточной частью и предложения с вопросительной придаточной частью – предложения, структура которых определяется семантической природой опорного слова (изъяснительные).

При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока».3 Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений. При изучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит! Использует другое название «сложные предложения с различными видами связи») особое место уделяется интонации: «Предложения такого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрения синтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даёт возможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразие возможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции, показать как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила. Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том что, при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложения распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно. Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления. На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся). В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования»1. С последним приёмом работы я не вполне согласна, но об этом подробнее см. в «методических рекомендациях». Так же Текучёв даёт подробные описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью. Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение.

Вот что написано в учебнике на первых страницах: «.выделяются «Вводный курс» и «Основной курс».в основном курсе последовательно излагаются основы науки о русском языке, орфографические и пунктуационные правила, которые сопровождаются.примерами.» Материал разбит по классам и темам (аналогично программе). Раздел «Синтаксис сложного предложения»4 начинается, как и по стандартной программе, с общих сведений о сложном предложении. На первом уроке по теме вводятся понятия об основных видах сложных предложений и тут же даётся определение всех понятий (в принципе как и по стабильной программе). Но при изложении последующих сведений находим различия: Бабайцева сначала вводит понятие «сложноподчинённого предложения с одним и с несколькими придаточными», и только затем рассматривает различные виды придаточных предложений. Причём вместо 3 видов придаточных в сложноподчиненном предложении, выделяется 5: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Теоретические сведения расположены в строгой последовательности и дают начальные научные знания в сочетании с легко запоминающимся примерами из художественной литературы. Все понятия фундаментальны, однако доступны. Материал легче воспринимается, так как собран и приведён в отдельной книге- справочнике (кстати, практично при подготовке к выпускному экзамену и для повторения). Первоначальное понятие о сложном предложении даётся ещё в начальной школе, затем в 5 классе идёт повторение. В «Теории»1 даются некоторые начальные сведения по теме (как и по стабильной программе). В старших классах тема «Сложное предложение» изучается более тщательно, подход на высоком уровне, соответственно возрастным особенностям и развитию мыслительных процессов. В книге «Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8-9 классов» помещены практические материалы для уроков русского языка по синтаксису и пунктуации. Составитель учебного пособия Ю.С.Пичугов. Все упражнения и задания построены в соответствии с программой и основным учебником курса «Русский язык. Теория». В заданиях много вопросов для размышления, чтения вслух. Рядом с некоторыми упражнениями приводятся термины, необходимые для выполнения задания. Задания в упражнениях интересные и разнообразные, они требуют от ученика не механического выполнения (переписывания и расстановки знаков препинания), а вдумчивого, глубоко осознанного подхода. Например, на странице111 упражнение №395. Отличительной особенностью пособия является так называемый «опорный материал» - это схемы, памятки; вспомогательный материал, излагающий правило, понятие, термин в лаконичной форме. Почти в каждом упражнении есть, хоть маленький, вопрос по развитию речи (не смотря на отдельное учебное пособие). Обязательно вводятся упражнения для повторения орфографии. В каждом упражнении требуется объяснение: Какой приём вы использовали?. Почему?. Обоснуйте свой ответ.Объясните.Поясните. и т.д. Каждое письменное задание так или иначе сопровождается устным объяснением. Внимание уделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения в некоторых моментах и позволяет почувствовать логический конец мысли (предложения).

Поиск Энциклопедический словарь

Разработан в 1957 (США). Большинство современных вариантов фортрана является расширением двух основных: Basic Fortran и фортранIV. ФОРТУНА в римской религии богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повязкой на глазах. В переносном смысле "колесо Фортуны" — слепой случай, удача. ФОРТУНАТ (1 в.) апостол от 70-ти, сподвижник апостола Павла (1-е послание к Коринфянам 16: 1718). Память в Православной церкви 4 (17) января. ФОРТУНАТОВ Александр Алексеевич (1884–1949) российский историк и педагог, профессор. Труды по истории средних веков, обучению в начальной школе, методике проподавания истории в средней школе, истории школы. ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович (1848–1914) российский языковед, академик Петербургской АН (1898). Основоположник московской лингвистической школы, сыгравшей большую роль в развитии общего и сравнительноисторического языкознания, в изучении русского языка (история, морфология, синтаксис). Труды по индоевропеистике, славистике, санскриту, проблемам общего языкознания, ведийской филологии

Реферат: Синтаксис простого предложения Синтаксис простого предложения

При наличии прямого и косвенного дополнений, зависящих от того же глагола - сказуемого, косвенное дополнение ставится впереди прямого дополнения: Magis ra puellis fabulam arra учительница рассказывает девочкам сказку. Определение, выраженное прилагательным или притяжательным местоимением, ставится при прямом порядке слов обычно после определяемого: rosa pulchra красивая роза, filia mea моя дочь. Образец прямого расположения членов предложения Filia mea filiae uae rosam pulchram da . Моя дочь дает твоей дочери красивую розу. Расположение слов, при котором более обычный порядок их нарушается (т. е. при инверсии - «перестановке»), называется обратным. При обратном расположении слов особая смысловая важность того или иного члена предложения указывается необычным местом его в предложении, зачастую - выдвижением его вперед. Rosas filia ama дочь розы любит (а не какие-нибудь другие цветы). Ama filia rosas любит дочь розы. Fabulam magis ra arra сказку рассказывает учительница (а не правдивую историю). Puellis magis ra fabulam arra девочкам (а не мальчикам) рассказывает учительница сказку. 3. Синтаксис страдательной конструкции Страдательная конструкция в латинском языке характеризуется теми же признаками, что в русском: подлежащее, стоящее в именительном падеже, обозначает лицо или предмет, на который направлено действие, выраженное глаголом в страдательном залоге.

Поиск Геном

Дети не прекращают говорить, они используют длинные слова и сложные предложения. Если попросить их описать какое-нибудь животное, они обязательно вспомнят и опишут какого-нибудь трубкозуба, но никак не кота или собаку. Обладая хорошими способностями к изучению ино­странных языков, они остаются умственно заторможенны­ми. Они как будто специально посланы, чтобы подтвердить пословицу, утверждающую, что молчание — золото. Другое наследственное заболевание проявляется в об­ратном феномене: ограниченные лингвистические спо­собности при неплохо развитом интеллекте. Синдром, на­званный SLI (Specific Language Impairment — специфиче­ское языковое нарушение), стал ареной сражения ученых. С одной стороны выступали психологи-эволюционисты, считавшие, что в основе поведения лежат генетически на­следуемые инстинкты, а с другой — представители старой школы социологов, рассматривающих мозг как объект вли­яния общества и окружающей среды. В конце концов была найдена причина заболевания — мутация в гене, лежащем на хромосоме 7. То, что ген существует, было известно и ранее

Реферат: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Литература способна отображать всю многогранность жиз­ни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принад­лежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с дру­гой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. Сама по себе проза чрезвычайно разнообразна: от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведе­ний. Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам. Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом — сложный акт отра­жения действительности. Жизнь в литературном произведе­нии—это жизнь, осмысленная художником, пережитая и про­чувствованная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности. Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится.

Поиск Социальная философия

К чести социальной философии, она на сей раз не оказалась в отстающих. И заслуга здесь принадлежит К. Марксу. Уже сама гипотеза материалистического объяснения истории, как она была сформулирована в "Тезисах о Фейербахе", "Немецкой идеологии", предисловии к "К критике политической экономии", в известной степени исходила из идеи системности общества. Окончательно же системный подход к социуму был утвержден в своих правах "Капиталом", где данная гипотеза, благодаря скрупулезному анализу самого развитого общества буржуазного, превратилась в строго доказанную научную теорию. Примечательно, что первый прорыв системного метода в биологию - создание эволюционной теории Ч. Дарвина - произошел, примерно, в то же время (40-е - первая половина 50-х годов XIX века). Эти два эпохальных прорыва взаимно обогатили друг друга, прежде всего методологически. С одной стороны, Марксом была разработана такая исследовательская стратегия познания систем, которая в принципе пригодна и в биологии (методика аналитического расчленения сложного целого на элементы и их последующего синтеза, метод восхождения от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического подходов при изучении системы)

Реферат: Сложное предложение с сочинительными и подчинительными союзами в английском языке Сложное предложение с сочинительными и подчинительными союзами в английском языке

Фонарь садовый «Тюльпан».
Дачные фонари на солнечных батареях были сделаны с использованием технологии аккумулирования солнечной энергии. Уличные светильники для
106 руб
Раздел: Уличное освещение
Гуашь "Классика", 12 цветов.
Гуашевые краски изготавливаются на основе натуральных компонентов и высококачестсвенных пигментов с добавлением консервантов, не
183 руб
Раздел: 7 и более цветов
Фонарь желаний бумажный, оранжевый.
В комплекте: фонарик, горелка. Оформление упаковки - 100% полностью на русском языке. Форма купола "перевёрнутая груша" как у
87 руб
Раздел: Небесные фонарики

Реферат: Виды бессоюзных сложных предложений Виды бессоюзных сложных предложений

Реферат: Синтаксический анализ распространенного предложения и сложные случаи выделения второстепенных членов Синтаксический анализ распространенного предложения и сложные случаи выделения второстепенных членов

Иначе говоря, при разборе предложения В последний понедельник ноября погода стала по-настоящему зимней порядок должен быть таким: 1. выделение основы "погода стала зимней" 2. выделение ВЧП первой степени "в понедельник" и "по-настоящему" 3. выделение ВЧП второй степени "последний" и "ноября". Следующим моментом будет правильность подхода к выбору вопроса для определения члена ВЧП. Пособия последних лет специально отмечают, что задаваемый к слову вопрос может быть ГРАММАТИЧЕСКИЙ и СИНТАКСИЧЕСКИЙ. При вопросе грамматическом мы относим слово к какой-либо части речи путем отождествления его с другими отвечающими на этот же вопрос словами. И "дом" и "красота" отвечают на общий грамматический вопрос "что?" как существительные; этот вопрос ничего не говорит об их функционировании в предложении, но позволяет установить, что у обоих слов будут выделяться род, число, падеж, тип склонения. Данный вопрос не говорит и о лексическом значении, лишь соотносит слова с "предметами" и "всем, что может мыслиться как предмет речи". Ошибка во фразе Катя стала лучшей ученицей, где последнее слово оказалось дополнением, кроется еще и в постановке к нему грамматического вопроса.

Реферат: Разработка предложений по совершенствованию стратегического управления инновационными процессами в сфере информационных технологий на примере ОАО "Смоленский авиационный завод" Разработка предложений по совершенствованию стратегического управления инновационными процессами в сфере информационных технологий на примере ОАО "Смоленский авиационный завод"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Филиал государственного образовательного учреждениявысшего профессионального образования «московский энергетический институт (технический университет)» в г. Смоленске Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ Направление «Менеджмент» Специализация «Инновационный менеджмент» Выпускная работа на тему: Разработка предложений по совершенствованию стратегического управления инновационными процессами в сфере информационных технологий на примере ОАО «Смоленский авиационный завод» Выполнил: Михайловский Василий Владимирович « » 2010 г. Руководитель: д.т.н., проф. Дли М.И. « » 2010 г. Руководитель программы к.ф.н., доцентА.В. Кугутин « » 2010 г. г. Смоленск, 2010 г. Аннотация работа на тему: «Разработка предложений по совершенствованию стратегического управления инновационными процессами в сфере информационных технологий» на примереОАО «Смоленский авиационный завод» В рамках настоящей выпускной квалификационной работы было проведено исследование системы стратегического управления инновационными процессами в сфере ИТ на объекте исследования – ОАО «Смоленский авиационный завод», по результатам исследования даны предложения и рекомендации по совершенствованию системы, описаны цели изменений, предложены и описаны конкретные проекты, дана оценка ожидаемой эффективности внедрения, проведен анализ чувствительности эффекта.

Реферат: Особенности искусственных спутников земли на примере спутниковых систем связи Особенности искусственных спутников земли на примере спутниковых систем связи

В ближайшей и в более отдаленной перспективе разностороннее использование космоса и космической техники, в различных областях хозяйства значительно возрастет. Для нашей эпохи характерен огромный рост информации во всех сферах деятельности человека. Помимо прогрессирующего развития традиционных средств передачи информации—телефонии, телеграфии, радиовещания, возникла потребность в создании новых ее видов — телевидения, обмена данными в автоматических системах управления и ЭВМ, передачи матриц для печа­тания газет. Глобальный характер различных хозяйственных про­блем и научных исследований, широкая межгосударствен­ная интеграция и кооперация в производстве, торговле, . научно-исследовательской деятельности, расширение обме­на в области культуры привели к значительному росту международных и межконтинентальных связей, включая обмен телевизионными программами. Традиционные средства связи в отношении их ви­дов, объема, дальности, оперативности и надежности пе­редачи информации будут непрерывно совершенствовать­ся. Однако дальнейшее развитие их встречает немалые затруднения как технического, так и экономического ха­рактера. Уже теперь ясно, что требования, предъявляе­мые к пропускной способности, качеству, надежности ка­налов дальней связи, не могут быть полностью удовле­творены наземными средствами проводной и радиосвязи.

Реферат: Безличные предложения среди других типов простого предложения Безличные предложения среди других типов простого предложения

Исследованием безличных предложений занимались языковеды разных направлений. Лингвистами психологического направления не была достаточно выявлена специфика односоставных предложений, они  признавали основой предложения сказуемое (А.А. Потебня,  Д.Н. Овсянико-Куликовский). Попытки установления критерия классификации были предприняты Д.Н. Овсянико-Куликовским в специальной статье, посвященной этому вопросу . Положив в основу определения безличных (бессубъектных, по терминологии автора) предложений отсутствие подлежащего, т.е. синтаксический признак, не исчерпывающий их существа. Д.Н. Овсянико-Куликовский оказался перед необходимостью классификации очень широкого круга синтаксических явлений. Без сказуемого предложение считалось немыслимым, так как только сказуемое способно выразить "особое движение мысли, известное под именем "предицирования"" . Естественно поэтому, что, например, односоставные предложения, имеющие в качестве главного члена форму именительного падежа существительного (номинативные предложения), признавались неполными.      А.М. Пешковский, связывая категорию сказуемости, как категорию, создающую предложение, с формами глагола или словами, связанными с этими формами, также сужал круг семантико-структурных типов предложений .

Реферат: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

----------------------- Знаки препинания В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИЗапятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака в художественной речи в периоде (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – повышение и понижение) между его частями: (Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела) , – [так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку]. Внутри частей периода, если оно значительно распространено, ставится точка с запятой. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения: [Жизнь его, начавшаяся громадной церковной папертью. и голосом мамы], (в котором тысячу раз блестел кремнистый путь и звезда говорила со звездой), – [эта жизнь с каждым своим часом наполнялась новым, все новым значением].Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение целого на две части: (Делал ли что-нибудь для этого


Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения Флинта Скобликова Е.С.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
149 руб
Грамматика немецкого языка. Правила и упражнения Синтаксис сложного предложения. Антология Власова Т.С.
238 руб
Сборник упражнений Синтаксис сложного предложения. Современный русский язык. Флинта Вараксин Л.А.
В предисловии освещаются особенности структуры книги, объясняются принятые теоретические установки.
203 руб
Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения Флинта Л.А. В.
402 руб -15% 341 руб
Синтаксис сложного предложения. Сборник упражнений Современный русский язык. Флинта Вараксин Л.А.
510 руб
Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Пособие для учителя-дефектолога Коррекционная педагогика ISBN 5-691-01132-4 Коррекционная педагогика Владос Зикеев А.Г.
149 руб
Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ Коррекционная педагогика. Книга по требованию Владос Анатолий Г.З.
395 руб
Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ Коррекционная педагогика Владос Зикеев А.Г.
Пособие для учителя-дефектолога.
142 руб
Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения Оникс 21 век Хлебинская
Практические упражнения предусматривают работу по фонетике, орфографии, морфологии, лексике, синтаксису и пунктуации, стилистике, анализу текста.
180 руб

Молочный гриб можно использовать для похудения, восстановления микрофлоры, очищения организмаМолочный гриб можно использовать для похудения, восстановления микрофлоры, очищения организма

(495) 105 99 23

Сайт char.ru это сборник рефератов и книг